Технологии восстановления старых аккумуляторов: миф и реальная практика
Быстрая потеря емкости и невозможность заряда являются первоочередными причинами, свидетельствующими о истечении среднего срока службы аккумуляторной батареи.
Недостаточный заряд и перезаряд, неправильное функционирование источника потребления питания (например, бортовой системы транспортного средства), низкое качество свинцовых пластин – только лишь самый малый список главных факторов, влияющих на снижение срока службы аккумулятора.
Для сведения: средний срок эксплуатации кислотно-свинцовой акб составляет не менее 4,5 года. Это касается только тех батарей, которые используются в соблюдением соответствующих требований (отсутствуют нулевой разряд, механические повреждения и загрязнения кожуха).
Вместе с этим, приходится констатировать неутешительный факт: покупка нового аккумулятора – отнюдь не бюджетное мероприятие, требующее значительных финансовых затрат, что особенно актуально для именитых торговых брендов. В этой связи возникает резонный вопрос: можно ли реально восстановить неработающую акб или это только миф?
Не зависимо от типа батареи (свинцово-кислотная или литий-ионная), истечение ее ресурса надежности вызвано испарением рабочей жидкости (электролита). Основные конструктивные элементы полностью или частично окисляются и перестают выполнять свои функции.
Для информации: в качестве таких комплектующих выступают свинцовые пластины и электроды (для свинцово-кислотного и литий-ионного аккумулятора соответственно).
Ввиду конструктивных особенностей и различных физико-химических элементов, универсальные способы восстановления аккумуляторов отсутствуют. Несмотря на это, некоторые предприимчивые владельцы авто предпринимают попытки вернуть работоспособность АКБ, добавляя в электролит калийную соль или раствор 6-типроцентного уксуса. Данный метод не отличается эффективностью и даже может привести к возгоранию. Также не рекомендуется разбавлять электролит обычной дистиллированной водой. Во-первых, это – малоэффективно, во-вторых, крайне сложно соблюсти требуемые пропорции. Поэтому универсальные способы восстановления работоспособности аккумулятора скорее можно отнести к мифическим.
Для восстановления АКБ на основе свинцовых пластин эффективно используется обычная пищевая сода. Сливаются остатки электролита, полстакана соды (200-250 гр) смешивается с литром дистиллированной воды, и заливаются в емкость АКБ. Благодаря химической реакции между свинцом и гидрокарбонатом/бикарбонатом натрия (состав соды) происходит очистка пластин от налета и восстановление их эксплуатационных характеристик. Процесс десульфатации с помощью соды занимает 3,5-4 часов. Метод действенный и позволяет вернуть к работе более 80% батарей.
Процесс восстановления литий-ионного аккумулятора гораздо сложнее, поскольку он зачастую связан с механическими повреждениями разделяющего ячейки сепаратора. Внутрикорпусные дефекты требуют замены сепаратора для сбалансированного функционирования ячеек. Для этого, в свою очередь, необходимо слить электролит и полностью разобрать АКБ. Это трудозатратно, а в некоторых ситуациях, попросту невозможно. Мало того, что процедура весьма трудоемка, она позволяет восстановить 20-25% литий-ионных АКБ. Гораздо проще приобрести новую.
Резюмируя, можно смело констатировать: приведение старого аккумулятора к «жизни» – далеко не миф, а реальная практика. Главное, следовать принятой последовательности действий и использовать требуемые компоненты в необходимой пропорции.
Недостаточный заряд и перезаряд, неправильное функционирование источника потребления питания (например, бортовой системы транспортного средства), низкое качество свинцовых пластин – только лишь самый малый список главных факторов, влияющих на снижение срока службы аккумулятора.
Для сведения: средний срок эксплуатации кислотно-свинцовой акб составляет не менее 4,5 года. Это касается только тех батарей, которые используются в соблюдением соответствующих требований (отсутствуют нулевой разряд, механические повреждения и загрязнения кожуха).
Вместе с этим, приходится констатировать неутешительный факт: покупка нового аккумулятора – отнюдь не бюджетное мероприятие, требующее значительных финансовых затрат, что особенно актуально для именитых торговых брендов. В этой связи возникает резонный вопрос: можно ли реально восстановить неработающую акб или это только миф?
По каким причинам АКБ выходит из строя
Не зависимо от типа батареи (свинцово-кислотная или литий-ионная), истечение ее ресурса надежности вызвано испарением рабочей жидкости (электролита). Основные конструктивные элементы полностью или частично окисляются и перестают выполнять свои функции.
Для информации: в качестве таких комплектующих выступают свинцовые пластины и электроды (для свинцово-кислотного и литий-ионного аккумулятора соответственно).
Универсальные методы восстановления АКБ
Ввиду конструктивных особенностей и различных физико-химических элементов, универсальные способы восстановления аккумуляторов отсутствуют. Несмотря на это, некоторые предприимчивые владельцы авто предпринимают попытки вернуть работоспособность АКБ, добавляя в электролит калийную соль или раствор 6-типроцентного уксуса. Данный метод не отличается эффективностью и даже может привести к возгоранию. Также не рекомендуется разбавлять электролит обычной дистиллированной водой. Во-первых, это – малоэффективно, во-вторых, крайне сложно соблюсти требуемые пропорции. Поэтому универсальные способы восстановления работоспособности аккумулятора скорее можно отнести к мифическим.
Особенности восстановления батареи свинцово-кислотного аккумулятора на практике
Для восстановления АКБ на основе свинцовых пластин эффективно используется обычная пищевая сода. Сливаются остатки электролита, полстакана соды (200-250 гр) смешивается с литром дистиллированной воды, и заливаются в емкость АКБ. Благодаря химической реакции между свинцом и гидрокарбонатом/бикарбонатом натрия (состав соды) происходит очистка пластин от налета и восстановление их эксплуатационных характеристик. Процесс десульфатации с помощью соды занимает 3,5-4 часов. Метод действенный и позволяет вернуть к работе более 80% батарей.
Способы восстановления литий-ионной АКБ
Процесс восстановления литий-ионного аккумулятора гораздо сложнее, поскольку он зачастую связан с механическими повреждениями разделяющего ячейки сепаратора. Внутрикорпусные дефекты требуют замены сепаратора для сбалансированного функционирования ячеек. Для этого, в свою очередь, необходимо слить электролит и полностью разобрать АКБ. Это трудозатратно, а в некоторых ситуациях, попросту невозможно. Мало того, что процедура весьма трудоемка, она позволяет восстановить 20-25% литий-ионных АКБ. Гораздо проще приобрести новую.
Вывод
Резюмируя, можно смело констатировать: приведение старого аккумулятора к «жизни» – далеко не миф, а реальная практика. Главное, следовать принятой последовательности действий и использовать требуемые компоненты в необходимой пропорции.

07.02.2025
Вас может заинтересовать

24.06.2025
Роль аккумуляторов в медицине
АКБ в медицине обеспечивают автономную работу оборудования при отсутствии основного питания или во время его перебоев. Это особенно актуально в ситуациях, когда невозможна задержка или отключение аппарата: в реанимации, при хирургических вмешательствах, в ходе транспортировки пациентов между отделениями или клиниками.

24.06.2025
Утилизация аккумуляторов: как правильно?
Правильная утилизация батареек и аккумуляторов позволит не только сохранить здоровье человека и окружающую атмосферу, но и получить денежную выгоду от утилизации и вторичного применения.